Смерть тирана

История Киевской Руси знает не так много случаев убийств представителей рода Рюриковичей — единственной правящей династии на то время. В боях Рюриковичи гибли часто — но на то и нужны были князья, чтобы защищать родную землю. А вот гибель князей не на поле брани, а от рук мятежников или заговорщиков, расценивалась как случай вопиющий.

Но и в этом ряду кровавых исторических преступлений смерть великого князя Владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского стоит особняком.

КНЯЖЕСКАЯ СВАДЬБА

Рассказ о гибели князя Андрея следует начать издалека.

…В 1146 году один из сыновей Мстислава Великого, Изяслав, овладевает Киевом, пленив при этом одного из Ольговичей — Игоря (позднее тот будет убит киевской толпой). Брат плененного, Святослав Ольгович, обращается к Юрию Долгорукому: «…а поиди в Роускоую землю (к) Киевоу. Милосердовавъ мъı, налези ме брата. А язъ ти сде(лаеш), надея ся Бозе и силе животворящаго Христа, боудоу ти помощникъ».

Итак, к Юрию Долгорукому обращается заклятый враг Мономаховичей, Святослав Ольгович, с приглашением идти к Киеву и просьбой вернуть ему брата — за что Святослав обещает Юрию помощь. Юрий Долгорукий посчитал, что это самый удобный момент для вокняжения. Правда, совместный поход в том году сорвался, и уже в следующем году уже Юрий Владимирович шлет гонца к Святославу, «рече: приди ко мне, брате, въ Московъ. Святославъ же еха к нему съ детятемъ своим Олгомъ в мале дружине». Встреча эта, где главным вопросом был последующий поход на Киев, произошла 4 апреля 1147 года. Кстати, именно за стремление овладеть стольным градом Киевом, сидя во Владимире-на-Клязьме, князь Юрий и получил свое прозвище.

На эпизоде встречи Юрия Долгорукого с черниговскими союзниками стоит остановиться поподробнее, ибо она будет иметь далеко идущие последствия как для всей истории Киевской Руси, так и для Андрея Боголюбского лично.

В летописи впервые был упомянут населенный пункт, коему через несколько столетий суждено стать столицей нового восточнославянского государства, возникшего на обломках Киевской Руси. 1147 год официально считается годом основания Москвы, а Юрий Долгорукий — его официальным основателем. Хотя ни первое, ни второе утверждение не является истиной.

Как известно из летописных, и прочих источников (например, «ПовЪсти о зачалЬ царствующего града Москви»), на реке Москве в ту пору стояло село Кучково, принадлежащее боярину (по сведеньям В. Н. Татищева — тысячнику) Степану Ивановичу Кучке. Уже немолодому, второй раз женатому (на Ольге, родственнице византийского императора Мануила І Комнина), но любящему веселиться князю («другые жены многи приводя, веселяся почасту») пришлось по душе и само место, и жена гостеприимного хозяина. Обиженный Кучка посадил любвеобильную супругу под замок, что князю не понравилось. Юрий казнил бесчувственного к его личным переживаниям боярина, а вдову забрал в полюбовницы (!). Презрел Юрий Владимирович и сироток — сыновей Кучки, Петра и Якима, взял себе в услужение, а дочь Улиту выдал замуж за своего тридцатипятилетнего сына — Андрея Боголюбского (!!).

Тут надо сказать, что Андрей Боголюбский был старшим сыном Юрия Долгорукого от первого брака с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича (имя её точно историкам не известно). От матери-половчанки Андрей унаследовал не только восточные черты лица, и второе имя Китай — но и горячий, крутой нрав.

Именно свадьба Андрея с Улитой стала официальным поводом ко встрече Юрия со своими новоявленными черниговскими союзниками. Что же касается села Кучково, то оно было присоединено к личным владениям Залесского князя, и, надо думать, тогда же и переименовано, чтобы даже именем своим не напоминать о предшествующих трагических событиях.

ТВЕРДОЕ ПРАВЛЕНИЕ

В конце-концов, после длительной междоусобицы и многих поражений, Юрий Долгорукий таки сел на киевский престол — правда, уже после смерти всех своих оппонентов. Сын же его, Андрей Боголюбский, который проявил недюжинную отвагу в ходе той междоусобицы, остался править во Владимирско-Суздальском княжестве. Там же он правил (1157 — 1174) и после кончины Юрия Долгорукого

Нельзя не отметить, что вся его деятельность была направлена на возвышение Владимиро-Суздальского княжества на Руси и, одновременно, на принижение роли исторической столицы Руси, Киева. Андрей Боголюбский не участвовал ни в одном общерусском антиполовецком походе, подобно своему великому деду — зато не раз приводил половцев на Русь. Он учреждал собственные церковные праздники и пытался отделить Залесские епископства от Киевской митрополии. Он более остальных своих современников способствовал княжеским усобицам, возмущению против великого князя киевского. Он первым из удельных князей начал титуловаться великим князем, что раньше было прерогативой только киевских князей. Стремясь к единовластию, Андрей Боголюбский вел себя заносчиво с другими князьями, чем заслужил от летописца эпитет «умник», а в итоге потерял союзников — смоленских Мстиславичей — и Киев. Со своими братьями Андрей обошелся как истый самовластец. Никому из них он не дал волости в Суздальской земле, а в 1162 году вовсе выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее детьми Мстиславом, Васильком и восьмилетним Всеволодом (в будущем знаменитым великим князем по прозвищу Большое Гнездо). Потом он удалил и племянников, двух сыновей Ростислава Юрьевича. С боярами Андрей также жил не мирно, не советовался с ними, к чему привыкли бояре старой Руси. Многих отцовых бояр он выгнал, других заключил в темницу.

За время своего правления Андрей Боголюбский обособил Залесскую Русь от Руси Киевской, превратив ее в самостоятельное государство. Как отметил российский историк Н. М. Карамзин, «…ослепленный пристрастием к северо-восточному краю, он хотел лучше основать там новое сильное государство, нежели восстановить могущество древнего на юге».

КРОВАВАЯ РАСПРАВА

Но история не дала ему слишком много времени. 28 июня 1175 года князь Владимиро-Суздальский Андрей Юрьевич Боголюбский был убит. Смерть его стоит того, чтобы о ней рассказать.

Как мы помним, Юрий Долгорукий женил своего сына на дочери казнённого по своему приказу боярина Степана Кучки, Улите, а сирот Петра и Якима Кучку взял себе в слуги. После смерти Долгорукого те продолжали служить у Боголюбского, даже тогда, когда он вступил в брак в третий раз (историки не пришли к соглашению, кем же была третья его жена — ясской или булгарской княжной). Боголюбский был крутого нрава, и однажды за какую-то вину приказал подвергнуть наказанию Петра Кучку. Яким, узнав об этом, решил спасти брата, и организовал заговор против князя. Собравшись якобы на именины к Петру Кучке, заговорщики «числом двадцать» вооружились, напились для храбрости меда и ворвались в княжескую спальню. Андрей кинулся к висевшему в спальне мечу (считалось, что то был меч святого мученика Бориса), но меча не оказалось — его предусмотрительно вынес ключник Анбал еще днем. Заговорщики рубили князя мечами и саблями, и кололи копьями. Решив, что князь убит, они покинули спальню.

Боголюбский же, придя в сознание, попытался убежать. Но обостренные инстинкты заговорщиков почуяли недоброе. Они вернулись на место преступления, и, не найдя труп князя, пошли по кровавым следам. Летописец приписывает Боголюбскому христолюбивые раздумья перед смертью, но о чём он думал на самом деле, мы не знаем. Петр Кучка отрубил князю левую руку (у летописца — правую, но антропологические исследования внесли ясность в этот вопрос), и тот умер от болевого шока и потери крови.

Заговорщики начали грабить имущество князя. В тот миг лишь один человек сжалился над поруганным телом могущественного когда-то властителя, и, завернув окровавленное тело в ковер, отнес в церковь. Звали этого человека Кузьма, и, как отмечает летописец, родом он был из Киева. Приходится лишь гадать, что делал киевлянин в Боголюбове. Наиболее вероятно, это был один из киевских строителей, приглашенных Андреем Боголюбским для возведения Успенского Собора.

POST SCRIPTUM

После смерти Андрея Боголюбского произошел стихийный погром, народ убивал княжих людей и грабил его имения. Лишь через три дня погромы прекратились, а игумен Арсений отпел заупокойную службу над погибшим князем. На шестой день после смерти тело князя перенесли в Успенский Собор. Интересно, что пришедший в чувство (и, очевидно, протрезвевший) народ голосил вслед похоронной процессии: «Или ты уже в Киев поехал, господин, в ту церковь через те Золотые ворота, которые ты послал был делать в той церкви на Великом дворе на Ярославовом, говоря: «Я хочу соорудить церковь такую же, как и ворота сии золотые».

В самом Владимиро-Суздальском княжестве возникла усобица, которую братьям убиенного князя, Михалку и Всеволоду, стоило многих трудов подавить. Как гласит предание, Всеволод Юрьевич приказал схватить главных виновников, кучковичей, зашить в короб (мешок) и бросить в озеро Пловучее. Впрочем, летопись уточняет, что сия лютая казнь была проведена только над женой убитого князя, ясской княжной. Что касаемо заговорщиков, то главных (кучковичей и Анбала), повесили, а потом расстреляли (из луков), а остальным просто отрубили головы.

Заканчивая рассказ об Андрее Боголюбском, «первом подлинном велико-русском государе», как его называют историки, нельзя не упомянуть о судьбе его сына Юрия (другие сыновья, в том числе и Мстислав, «покоритель Киева», к тому времени умерли), который княжил на момент смерти отца в Новгороде. Он почти сразу же потерял своё княжество, а дядя Всеволод Большое Гнездо изгнал его за пределы Руси. Юрий Андреевич длительное время мыкался, пока дядя не сжалился над ним и не устроил племяннику шикарный династический брак с грузинской царицей Тамар. Но брак этот оказался неудачным. Юрий Андреевич не только безбожно пьянствовал, а и впал в содомский грех. В конце концов, гордой грузинке все это надоело. Заявив, что не может исправить тень кривого дерева, она отослала своего «мужа» в Византию, обеспечив его материально. Вскоре он вернулся, поднял восстание против бывшей жены, был разбит, снова бунтовал, снова был разбит… В конце ХІІ в. он исчезает с политической арены; что с ним произошло, достоверно не известно. Тамар же вышла замуж за славного джигита Давида Сослани, а Грузия стала доминирующим на всем Кавказе государством.

Однако это уже другая история…

admin