Искусство напоминает людям, как они близки к Оруэллу с его контролированной реальностью

26-29 июня в киевском Театре на Подоле состоялись показы спектакля "1984" по мотивам антиутопии англичанина Джорджа Оруэлла.

В тоталитарном государстве правит единоличный лидер Старший Брат. Член партии Уинстон Смит в душе пытается противостоять системе. Осознает ложь и манипуляцию власти. Находит единомышленницу — любовницу Джулию. Партия запрещает секс для полного контроля над мыслями и чувствами собственных членов. Пару разоблачает Полиция мыслей. Пытает на допросе и заставляет подчиниться системе, по сюжету.

Спектакль перенесли с 25 марта. Билеты раскупили на полгода вперед. Всего в зале было 15 зрителей. Сидели в масках по пять в одном ряду. Впечатления от постановки в условиях карантина рассказывает Ирэна Скрипак, главный редактор издания "Колесо жизни":

"Посткарантинний мир еще больше приблизил нас к антиутопическому сценарию жизни. Мужество и безысходность Уинстона Смита касается сердца каждого. Никто уже не уверен в том, что завтра не вставят или вакцину, или чип, или телеэкран в каждый дом — для контроля над соблюдением режима изоляции. Поэтому в роли главного героя каждый может узнать себя. На фоне пыток, где Смита опускают в стеклянный куб с водой под током, настоящих выстрелов, роботизированных голосов наблюдателей Старшего Брата, манекенов и марионеток в униформе признаком настоящей жизни стала музыка Джузеппе Верди.

В основе пьесы Майкла Джина Салливана — обратный отсчет событий. Все начинается с допроса бунтаря Уинстона Смита на основании его дневника. Герой выливал туда свои сомнения по поводу действующего режима. Солдаты пытают Смита. Пытаются понять мотивы измены. Постепенно сами начинают сомневаться в постулатах Старшего Брата. Последний — воплощает коллективный образ животного начала в человеке. Как Гамлет, читает речь о совершенстве диктатуры, наслаждении от нее. Старший Брат наедине со Смитом проводит жестокие пытки. Применяет самый сильный прием психологического насилия — газлайтинг. Это когда человека заставляют сомневаться в собственном сознании, адекватности и реальности. Убеждают, что белое — черное, а на руке — 4 пальца вместо 5. В результате Смит ломается и превращается в недееспособное животное.

Во время пандемии распространяются мысли о теории заговора, потому что с телеэкранов показывают войну с вирусом. Как не вспомнить тезисы из романа о войне то с Евразией, то с Остазией? Лозунг "война — это мир" получило новый, виртуальный аспект.

За 2 месяца карантина 4 моих друзей перечитали "1984" Оруэлла. С одной стороны, чтобы освежить в памяти сюжет, с другой — чтобы понять, какой может быть абсолютно контролируемая реальность. Находимся в сценарии антиутопии "посткоронавирусний мир". Как говорит футуролог Валерий Пекарь: сами выбираем вектор будущего — в новую эпоху Просвещения или в новую эпоху инквизиции.

admin